nikitanikitin.ru

Мои дизайнерские работы (обновления прекращены)

14.03.2010

Техническое задание к трамваю для Москвы

Составить техническое задание к проекту

Конструкция.

Состав произвольной длины (от одного до любого количества вагонов), сцепка с межвагонными переходами, аналогично поезду.

Два типа вагонов — головной и прицепной (без кабины, сквозной проход).

Длина кузова каждой секции 13 — 15 метров.

Наименьший радиус кривой вписывания — не более 16 м.

Колея — стандартная, 1524 мм.

Высота от уровня головки рельс до верхней точки крыши — не более 3060 мм.

Количество осей — 4 на вагон. Ось — условный термин, речь идет о низких безосных тележках. Снаружи они могут быть закрыты крышками или фальшбортом. Между колесами — магниторельсовый тормоз.

Колёса в 70 см диаметром, возможно — меньше.

Обязательны традиционный сцепной прибор и места крепления межвагонной сетки на случай соединения с более старыми вагонами.

Обязательны песочницы перед колесными парами с легким доступом. Второе условие касается также всех основных агрегатов.

Резервный пульт управления под запирающейся крышкой в салоне (рядом с «тамбуром») прицепного вагона (для маневрирования в депо самоходом, без головного).

Низко- и высоковольтные разъемы в соединительном модуле и лобовой части головного вагона расположены аналогично наличествующим в эксплуатации вагонам (внизу и вверху соответственно), для возможности стыковки с более старыми вагонами по СМЕ в экстренных ситуациях.

Сзади вагон должен иметь дверь, закрывающуюся при отцеплении заднего вагона, тем самым, образуя его заднюю стенку. В постоянных составах эта межвагонная дверь не нужна, следовательно, должна сниматься.

Система турникетов должна быть оптимизирована для работы в любой двери вагона, по два-три турникета в ряд.

Окна из каленого безопасного стекла, обязательно наличие оконных запасных выходов.

Экстерьер.

К форме кузова нет обязательных требований. Важна некоторая историческая преемственность — трамвай должен остаться трамваем и не должен путаться с экспрессом до аэропорта.

Окна должны обеспечивать обзор улицы стоящему в салоне пассажиру.

Дверей в четырёхосном вагоне – не менее трёх, но желательно, как на вагонах “КТМ” – две двери в середине вагона для быстрого пассажирообмена. Конструкция дверей – поворотная или раздвижная. Не должно быть никаких коробов большого размера, закрывающих механизмы открывания и закрывания дверей.

Необходимы кнопки открывания дверей снаружи, как в мадридском и барселонском метро.

Окраска должна выделять трамвай в уличных условиях среди общего транспортного пока. Для этого присутствие красного цвета «опасность» желательно в любом виде, хотя бы толстая полоса.

Окраска крыши должна быть тёмной. Между окнами и крышей недопустимо применение чёрной краски. Вместе с тем, там часто пачкается стенка от разрушения контактной вставки пантографа. Нужно решить эту проблему.

Зеркала заднего вида – любой конструкции, допускаются видеокамеры.

Фары в лобовой части. Традиционную одну делать нельзя по новым правилам дорожного движения.

Прожектор в верхней части головного вагона (как у железнодорожных локомотивов) для окраинных районов и на случай неработающего уличного освещения.

Лампы–поворотники —  на обоих бортах, а также в лобовой и задней части (всего шесть). Расположение на боковых стенах – в середине или ближе к верху.

Лампы габаритов – как в передней, так и в задней части. Спереди — на уровне крыши.
В задней части по две сигнальных лампы:
— движение задним ходом;
— торможение;
— поворот (о чём уже говорилось);
— габаритные огни;

Желательно использование дополнительных габаритных огней оранжевого цвета по низу кузова, как на автотрейлерах и автобусах, ламп тележек и т.д.

Все световые элементы могут быть любой формы.

Маршрутные указатели:
Лобовой — с указанием номера маршрута и конечных пунктов;
Боковой — номер маршрута и трасса следования (четыре или больше надписей);
Задний — номер маршрута.
Во всех трёх желательно дублировать электронные табло обычными табличками.
По необходимости можно использовать дополнительные указатели и цветовое кодирование маршрута.

Лобовое стекло с максимально возможной зоной обзора условий движения. Перегородки нежелательны. Солнцезащитный экран для водителя во всю ширину лобового окна, высотой не менее 30 см.

Токоприёмник – полупантограф с двумя контактными вставками, по одному для каждого вагона.

В лобовой части крыши — две трубки для установки праздничных флажков.

Места электророзеток (высоковольтной в верхней части и низковольтной ниже оконной линии) должны быть закрыты крышками. На крышке низковольтной розетки обычно размещают логотип завода.

Стеклоочистителя желательно применить два, со взаимозаменяемой зоной охвата очистки сегмента стекла.

Обязательны ручки для водителя, за которые он держится, когда протирает окна снаружи – как торчащие под окнами, так и утапливаемые.

Сцепной прибор необязательно должен торчать наружу, он может быть и закрыт каким-нибудь люком. Но при сцепке двух вагонов он обязательно должен быть виден сбоку.

Межвагонная дверь в закрытом состоянии (в задней части заднего вагона) должна выглядеть как естественное завершение кузова (не так, как если бы состав разрубили). Или же должен быть завершающий задний вагон с окончанием (вариант без задней кабины).

Интерьер.

Должно быть обеспечено хорошее освещение как для стоящих, так и для сидящих пассажиров в темное время.

Желательны окна в крыше для освещения днем. Обязательно закрываются (рольставни, электрохроматическое затемнение).

Система вентиляции, помимо аппаратной должна включать открывающиеся окна и, возможно, люки.

Поручни над сиденьями должны располагаться на уровне глаз высоких людей (как в метро), по центру салона (в случае наличия) — не ниже 195 см. от пола.

Петли из кожаных ремней на поручнях, для низкорослых пассажиров.

Все сиденья должны быть снабжены поручнями по верху спинки. Расстояние между сиденьями должно быть комфортным для людей всех комплекций, подвешивание, где возможно, консольное. Минимальные размеры:
подушка — 400 по ширине, 350 по глубине
спинка — 350 по ширине, 200 по высоте (всё в миллиметрах)
Металлический или пластиковый каркас с наполнением из пенополеуретана шириной не менее 40 мм, обитый износостойко тканью.

Отделочные панели внутри пассажирского помещения должны выполняться из высококачественного слоистого  пластического материала, не поддерживающего горения.

Материал  покрытия пола и  подножек — специальный транспортный нескользящий линолеум.

Рабочее место водителя должно быть отделено от пассажирского помещения перегородкой с запирающейся дверью, оборудовано внутренним зеркалом заднего вида. Сиденье водителя должно иметь возможность регулирования высоты, продольного положения, в зависимости от массы водителя. Поверхность пульта управления должна исключить возникновение бликов, являющихся помехой для движения

Не должно быть большого перепада громкости сообщений относительно людей стоящих или сидящих в разных местах.

Пульт связи с вожатым в каждом вагоне.

Световое табло должно быть максимально доступно для взгляда стоящим пассажирам. Динамика текста должна быть сведена к минимуму.

Схемы линий должны присутствовать в каждом вагоне.

Обязательно должны наличествовать зоны для инвалидов с соответствующим оборудованием (упоры для колясок, пульт вызова вожатого, кнопка открытия двери). При этом на двери, рассчитанной на проезд инвалида в коляске не должно быть традиционного вертящегося турникета. Возможно, необходима отдельная дверь, не открывающаяся для людей с нормальной подвижностью. Зона должна быть выделена цветом.

В салоне обязательно должен присутствовать номер маршрута и цветовое кодирование линии.

Также, должны быть выражены функциональные зоны (тамбур, где не нужно стоять, накопительные площадки, сидячие места для тех, кто едет далеко, зоны для людей с ограниченной подвижностью).

Должны быть предусмотрены заранее места для рекламы, чтобы она не клеилась, как попало.

Дополнительно

Энергохозяйство

Опоры (столбы) контактной сети – любой формы и из любого материала, кроме деревянных.

Контактная сеть – желательна на кронштейнах, прикрепленных к опорам.

Должен быть обеспечен зигзаг контактного провода (вправо — влево – вправо – влево), видимый, когда смотришь на вдаль уходящие провода.

Желательны ажурные украшения в местах крепления кронштейнов к столбам.

Желателен красивый фонарь (можно “под старину”), размещаемый выше кронштейна крепления контактной сети.

Путевое хозяйство

Возможно применение как желобчатых так и железнодорожных рельсов.

Пути должны быть отделены от проезжей части лёгким ограждением или высоким бортовым камнем.

Ширина обособленных путей, если линия по центру дороги (как в Строгино) – не менее 8 метров.

Допускаются участки с открытой рельсошпальной решёткой.

Переходы и переезды через пути должны быть замощены крупными железобетонными плитами,

Покрытие путей на других участках – произвольной формы.

Линейные сооружения

Остановочная площадка – на высоте нижней ступеньки дверного проёма трамвайного вагона.

Остановочный павильон из лёгких конструкций, с возможностью прохода сквозь боковые стенки пассажиров. Крыша должна быть неподалёку от крыши трамвайного вагона (как на станции метро “Выхино”).

Никита Никитин при консультациях Вадима Розалиева, 2008 г.