Неделя Техники Александера

 

Конспект, в котором не перечислено все, что было на курсе, а только расставлены некоторые буйки. Тем, кто там был, это поможет восстановить остальное. Тем, кого не было, может быть — немного почувствовать дух курса.

 

24.08.’16

Первый день — первое занятие базового курса. Чистые. 12 человек. Два знакомых лица из “Школы Хваления”.

 

1915  Начали.

Список слов-асоциаций.

Желательные и нежелательные термины (правильно/неправильно, исправление, осанка и т.д.).

Хождение. Внимание внутри и снаружи.

Этюд с пальцами (Какая часть моего тела спокойна, расслабленна, в удобстве. Отв. по умолчанию — “шея”), 40 раз. “Домашка” — делать два раза в день.

Упражнение: конструктивный/активный отдых — лежание. “Домашка” — раз в день. Способ ложиться и вставать, не напрягая шею. Т.е., сохраняя расслабление.

2140  закончили.

 

2215 — вышли из маст.

 

Кафе.

 

25

Второй день — первое занятие курса для художников. 9(?) человек. Дмитровская.

 

10 человек, включая оператора, ведущего и переводчика.

 

1906  Начали. Самое близкое к расписанию начало за весь курс.

Рисуем восьмерки. Рисуем рукой — рисуем всей рукой — рисуем от поясницы — рисуем всем телом. Не обязательно танцевать, это внутр. ощущение, а не внешнее действие.

Наше представление об устройстве тела влияет на то, как мы им пользуемся. Рука начинается не от плеча, а от грудины.

Стоп-упражнение: закрываем глаза и осматриваем себя. Ничего не меняя!

Упр. со стеной: пятки в 5 см от стены, опираемся спиной, присаживаемся немного и обратно выпрямляем ноги. Отпускаем тазобедр. суставы.

Работа в парах: где моя спина?

Рука инструктора на спине — напоминание.

Паузы в рисовании. Осмотр позы — ничего не меняя!

2242 — заверш.

2235 — вых.

 

26

Дыхательное/певческое занятие, середина курса, Чистые. Середина курса.

 

8 человек, из которых 4 — ученики.

 

19:06  Начали.

Устройство легких и дых. аппарата. Позволение диафрагме двигаться.

Пение — лежание — снова пение. Звук становится более мягкий.

Слушаем дыхание руками.

Второе лежание. Что если я дышу и пятками тоже?

Звуки “ммм” и “мммааа”.

Даже громкий звук Е. вписывается в маленькое пространство после упражнений. Более контролируемая сила.

Вдох происходит сам, нас интересует выдох.

 

27

четвертый день, Чистые.

 

 

10:15  Второе занятие базового курса. “Продвинутые” техники. Наблюдение — сдерживание — направление.

Сдерживание: у нас есть выбор, как ответить на стимул. Игра с вопросами. Я могу ответить правду, неправду или промолчать. Наблюдаем реакции тела.

 

 

14:45  Второе занятие курса для хуожников.

Упражнения для поднятиея энергии и координации внимания. Циркуляция хлопками, 1-2-3 с заменой звуками, 1-2-3-1-2-3 в парах с заменой действиями.

Откуда начинается рука? Где тазобедр. суставы? Обновление внутренней карты собственного тела.

“Группа, соберись для рисования!”

Работаем сидя, потом — сидя за столами. Даем себе время на надлежащую подготовку места.

Закрываем глаза и осматриваем, как мы сидим.

Внимание к периферии — мы видим одновременно натюрморт и то, что вокруг, осознаем обстановку в комнате.

Зрение — это перцепция. Свет, отраженный от пр-тов, попадает к нам в глаза, а не мы хватаем предметы взглядом. Глаза расслаблены, мы позволяем свету достигать их. “Натюрморт смотрит на нас”, а не мы на него.

Отдых за столом — увеличивающаяся 6-конечная форма. Локти на столе.

 

17:40  Завершение после короткой паузы для комментариев. Просьба сделать заметки и комментировать остальное завтра.

 

19:00  Ужин в трапезной Рождественского. Прогулка в Большому и на Площадь Революции. Уходились в конец.

 

28

завершающий день, Чистые.

 

10:00  Личные встречи — по 30 минут, одна за другой, для тех, кто записался.

10:35  Н. на Чистых для перевода.

13:30  Обед

14:45  Начало занятия для художников.

 

Инициация движения. Решение что-то сделать. Решение, что это хороший момент для практики ТА. Внутр. инструкции. Действие. Рефлексия.

 

18:00  Завершили.

 

 

Заметки

 

Сознание тела

 

Руки начинаются от грудины, а не от плеча.

Тазобедр. суставы —недалеко от лобка.

Вес торса держится в передней части поясн. отдела позвоночника.

Ось наклона головы — между ушами.

Бóльшая часть легких — сзади.

Подвижность лопаток внутри слоя мышц.

 

 

Дыхание

 

Дыхание за счет диафрагмы, которая похожа на гриб и “раздвигает ребра”. Вся гр. клетка участвует. Живот не нужно напрягать.

Мы заботимся о выдохе (если нужно), вдох происходит сам.

 

 

Некоторые принципы ТА

 

Три способа нарушить естественный ход вещей:

Зафиксировать взгляд

Задержать дыхание

Зажать позу

 

Последовательность действия:

Наблюдение (observation)

Сдерживание (inhibition)

Направление (direction)

 

Кати Мадден (Яцек):

1) Хотение (намерение)

2) Узнавание (замечание) — “О, это шанс позаниматься ТА”.

3) Решение (выбирание)

4) Прошение (конструктивная осознанность) — “Моя голова отодвигается от позвоночника, чтобы вести мое тело, чтобы я мог сделать то, что нужно”.

5) Эксперимент

6) (Яцек включил — рефлексия, (просмотр “записи”, освоение опыта — НН))

 

Во время упражнения (напр., лежание, упр-ние с пальцами) мы “кладем деньги в банк”, в повседневной жизни — “тратим”. В упражнении я осваиваю технику изолированно, потом позволяю ей проявиться в жизни.

 

Нет ошибок, правильного и неправильного, нет осанки.

 

Александроид — тот, кто постоянно озабочен тем, правильно ли всё делает, и это очевидно снаружи. 1) Когда я практикую ТА, снаружи этого не видно. 2) ТА может стать вместо подспорья еще одним бременем в жизни, если неправильно её использовать.

 

Непрямое действие. Я не делаю, а “мягко желаю” (Наталья). “Да удлиниться мой позвоночник”.

 

ТА работает не только с сигналами от тела к мозгу, но и от мозга к телу, этим отличается от соматики.

 

Работа руками — инструктор не поправляет, а напоминает прикосновением. Для него это — “делать как можно меньше”.

 

 

Полезные инструкции

 

Голова идет вверх и вперед, ведет тело.

 

Широкий фокус внимания — предмет интереса и периферия. Иначе — узость и зажим.

 

Карандаш ведет руку.

Руки начинаются от поясницы.

Постановка смотрит на нас, а не мы на неё. Глаза получают свет, а не хватают объект.

 

 

Эргономика

 

Мы приносим рисунок к себе, а не себя к рисунку. На что опирать рисунок на набросках? Что-то класть на колени? Ставить перед собой еще один стул? Стол? Столик? На курсе большинство осталось сидеть на наклонных подушках. В работе со столами все подложили что-то, чтобы лист был наклонным. Отдых для рук — локти лежат на столе.

 

Помеха — коленки не помещаются под мольберт (мешает перекладина).

 

Как мы сидим к постановке? Если голова всё время повернута на 90° в одну сторону — это не очень хорошо.

 

 

Прочие заметки

 

В целом — мы уставшие. Лежание всегда принималось с энтузиазмом. Иногда кто-то из нас засыпал. Утомленные лица — даже в выходные немного утомленные.

Позы заметно улучшились к концу курса. Мы стали спокойнее и расслабленнее. Атмосфера похожа на курсы ГК или “курсы качества”. На последнем занятии нас посетила Тишина — знающие поймут.

Яцек сначала был осторожен — русская публика, рисование, перевод — все для него впервые. “Не против ли вы сделать упражнение?”. К концу контакт полностью состоялся и курс стал очень насыщенным.

Рекомендация по практике для музыкантов: 20 мин практики, 10 мин конструктивного отдыха, 20 практики, 10 отдыха и т.д. "Во время отдыха наша практика продолжается".

Конструктивный отдых может включать рефлексию о сделанном и взгляд на то, что предстоит сделать.